г. Санкт-Петербург

(812) 927 63 00
8800 250 71 26

г. Москва

М. Садовая, ул. Ефимова, д. 4а, оф. 435
E-mail: info@neva-diplom.ru
Оформить заказ

Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов всех форм обучения специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика» СПбГУСЭ (ГЭУ). Часть 1

Дипломная работа в ГЭУ: советы преподавателей студентам

ВВЕДЕНИЕ

Государственная итоговая аттестация выпускников института туризма и международных экономических отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета сервиса и экономики завершает обучение по программе высшего профессионального образования специальности 080102.65 (060600) – «Мировая экономика».

Целью государственной итоговой аттестации является выявление уровня теоретической и практической подготовки студентов к решению профессиональных задач и основных видов профессиональной деятельности.

Основной задачей студента является умение применять полученные знания при решении конкретных экономических, научных и практических задач в сфере мировой экономики в соответствии с выбранной темой дипломной работы. В процессе решения поставленных задач студент должен показать: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному и логическому мышлению, использованию методов индустрии и дедукции, сравнительного анализа; использование комплексного и системного подходов в условиях изменения рыночной среды в мировом хозяйстве.

В процессе написания дипломной работы студент должен обрабатывать базы данных сетевых систем, получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных.

Цель методических изданий – помочь студентам подготовиться к защите дипломных работ. Методические издания определяют порядок выбора студентом-дипломником темы работы и ее утверждения; общие требования, предъявляемые к дипломной работе освещают последовательность ее подготовки, требования к структуре, содержанию и оформлению как самой работы, так и научно-справочного аппарата и приложений.

Здесь же закреплена система контроля и помощи студентам-дипломникам на всех этапах их работы над избранной темой со стороны научных руководителей, указан порядок рецензирования дипломной работы и ее защиты.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о государственных комиссиях высших учебных заведений и инструкцией по подготовке дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях.

Методическими рекомендациями закреплена система контроля и помощи студентам на всех этапах их работы над избранной темой со стороны руководителей дипломных работ и кафедр СПбГУСЭ.


ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНИКА

Дипломная работа – самая важная и эффективная форма обучения студентов творческому, исследовательскому, созидательному труду, чего сегодня настоятельно требует рыночная экономика от современных специалистов-экономистов и управленцев. Студент на примере самостоятельной квалификационной дипломной работы должен доказать Государственной аттестационной комиссии:

1. Глубокие теоретические и практические знания темы исследования.

2. Знание отечественной и зарубежной литературы, особенно последних лет издания.

3. Понимание современной экономической ситуации и актуальных проблем хозяйствования.

4. Знание достижений и недостатков в осуществлении экономической реформы в России.

5. Умение применять научные методы экономических исследований.

6. Способность к экономическому анализу и внесению практических рекомендаций, к программированию и работе на компьютерах.

7. Владение навыками практических экономических исследований.

8. Способности к написанию и оформлению рукописных трудов.

9. Умение обосновывать и защищать свои позиции.

10. Владение иностранными языками для выполнения самостоятельных переводов зарубежной литературы на русский язык.

Если государственные экзамены оценивают знания студента, то дипломная работа, кроме того, показывает его умение выполнять экономические исследования. В последние годы все больше студентов становятся авторами печатных трудов, в том числе по теме дипломного исследования. Это один из важнейших показателей оценки самостоятельности мышления, творческих способностей дипломника.

Все названные критерии относятся к каждой дипломной работе и служат для ее оценки при защите на заседании Государственной аттестационной комиссии – последнем торжественном выпускном акте пятилетнего обучения студента в университете.

Настоящие требования являются максимальными на современном этапе подготовки специалистов-экономистов высшей квалификации. Реализовать их способны не все, но стремиться к этому обязан каждый студент-дипломник.


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЕЕ ОЦЕНКА

Прежде чем приступить к дипломному исследованию, важно знать требования, которые к нему предъявляются. Для того, чтобы лучше понять их, рассмотрим особенности дипломной работы как самостоятельного труда; виды работ, выполняемых практиками-экономистами; задачи подготовки студентов-экономистов в ВУЗе, которые должны быть реализованы в дипломной работе. С учетом всего этого необходимо подготовиться к выполнению дипломной работы, оценки ее качества.

 

1. Особенности дипломной работы как самостоятельного труда студента

Для того чтобы понять их, рассмотрим таблицу:

Виды работ

Формы прилагаемого труда

Авторы

Общее

Особенное

Самостоятельный труд

Рукописный труд

Умственный труд

Творческий практико-исследовательский труд

Творческий научно-исследовательский труд

Реферат

+

+

+

-

-

Студенты

Дипломная работа

+

+

+

+

-

Студенты-дипломники

Диссертация

+

+

+

-

+

Соискатели, в т.ч. аспиранты

 

Общее этих видов работ заключается в том, что все они являются результатом самостоятельного, умственного, рукописного труда. Однако с позиций обязательных требований, которые предъявляются к ним, они имеют существенные особенности.

Реферат содержит труд компилятивного характера. Компиляция - это составление сочинений на основе чужих исследований, чужих произведений. Такой труд также важен для изучения студентами экономической теории и практики. Творчество в реферате не обязательно, но если оно есть, то это надо только приветствовать.

Общее дипломной работы и диссертации в том, что они являются результатом творческого труда. Первая – практико-исследовательского, вторая – научно-исследовательского труда. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.

Дипломная работа занимает промежуточное место между рефератом и диссертацией. Ее отличие от реферата состоит в том, что она должна содержать элементы творческого труда. Для дипломника - это, прежде всего выполнение практико-экономических исследований. От диссертации же дипломная работа отличается тем, что вклад в экономическую науку в ней не является обязательным требованием, хотя он желателен и имеет место в лучших дипломных работах.

Диссертация – это уже научно-исследовательская работа. Для нее научный вклад автора в решение экономических проблем служит главным решающим критерием присуждения ученой степени кандидата экономических наук.

Сегодня одной из важных задач высшей школы, которая до сих пор не решена в должной мере, является приобщение студентов к научным исследованиям. В соответствии с этим желательно, чтобы элементы научных исследований содержались в лучших дипломных работах и рефератах.

 

2. Виды работ, выполняемых экономистами

Какие это работы и кто их выполняет, показывает таблица:

 

                        Виды работ

 

 

    Их исполнители

Работы, выполняемые экономистами

Ординарные

работы

Исследовательские работы

Практико-

исследовательские

работы

Научно-

исследовательские

работы

Экономисты-ученые

-

-

+

Экономисты-практики

+

+

+

Экономисты-студенты

+

+

+

 

Как видно, и это очевидно, в процессе обучения в вузе студенты выполняют все виды работ экономистов-практиков, а некоторые и научно-исследовательские работы.

Разложить «по полочкам» эти работы, часто переплетающиеся между собой, не просто. Но это важно, чтобы понять их разницу.

Ординарные и исследовательские работы. Специалисты-экономисты в процессе своей практической деятельности выполняют разнообразные работы, среди которых назовем: планирование, прогнозирование, нормирование, выявление резервов, стимулирование труда и многие другие. С позиции, как выполняются эти работы, их можно разделить на ординарные (неисследовательские) и исследовательские.

Ординарные работы. Например, экономист может множество раз подсчитывать размеры заработной платы (по предприятию, его подразделениям, отдельных работников), определять величины налогов, учитывать разнообразные показатели, выполнять бухгалтерские проводки. При этом он, разумеется, использует заранее известные и требуемые методы расчетов, формулы, правила, выполняя их, но не проявляя творчества. Здесь отклонения от установленных правил даже недопустимы. Как видно, подобный рутинный труд необходим и полезен в управленческой работе.

Исследовательские работы – это те, которые содержат выработку новых знаний, поэтому они являются результатом инициативного, творческого, оригинального, созидательного труда. Вот один из примеров: экономист, используя методы экономического анализа, выявляет резервы роста производительности труда, имеющиеся на предприятии, тем самым, улучшая результаты его хозяйственной деятельности. Значит, им получено новое знание резервов производства.

Значение того и другого труда нельзя противопоставлять. Одно очевидно: выполнять ординарные работы гораздо проще, чем исследовательские. Различия ординарных и исследовательских работ:

 

Ординарные работы

Исследовательские работы

Примеры работ

Расчет показателей, планирование, нормирование, учет, оплата труда, налогообложение и т.п.

Анализ хозяйственной деятельности, социологические опросы, разработки экономических программ и т.п.

Используемые науки

Прикладные экономические науки

Логика, теория познания, другие науки о мышлении

Цели работ

Грамотное выполнение текущих должностных обязанностей без получения каких-либо новых знаний

Получать новые знания – выводы и рекомендации для достижения лучших результатов при управлении предприятием

Особенности работ

Являются исполнительскими, стандартными, много раз повторяющимися работами без применения методов исследований работ. Являются объектом для исследовательских работ

Являются творческими, оригинальными, единичными, то есть работами с применением методов исследования. Являются средством для улучшения ординарных работ

Однако работа работе рознь, поэтому в исследовательских работах надо различать: научно-исследовательские работы (НИР) и практико-исследовательские работы (ПИР). Специалисты-экономисты чаще выполняют практико-исследовательские работы, но должны владеть навыками и научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательские работы. Выполняя их, автор создает новые научные знания, то есть до сих пор неизвестные науке. Например, можно разработать новый оценочный показатель, новый принцип или метод хозяйственной работы, новую классификацию факторов и т.д.

Практико-исследовательские работы тоже связаны с выработкой новых знаний, но не научных, а практических знаний. Особенность их заключается в том, что они представляют интерес только для хозяйственной деятельности конкретных предприятий, организаций, регионов, отраслей. При этом их ценность временна, то есть относится лишь к ограниченному периоду времени, после истечения которого новый практический результат теряет свое значение.

Подводя итоги рассмотрения НИР и ПИР, необходимо ответить на вопрос: какие методы исследования в них применяются? Подавляющее большинство методов – принципы диалектики, правила анализа хозяйственной деятельности, экономико-математические методы и многие другие – можно использовать при НИР и ПИР. Все дело заключается в результатах использования этих методов: первые дают новые научные знания, вторые – новые практические знания.

Особое место занимают экспериментальные и внедренческие работы. Первые из них относятся к научно-исследовательским, а вторые к практико-исследовательским работам, а потому их не следует выделять в третью самостоятельную группу.

Общее их в том, что они связаны с внедрением каких-то управленческих новшеств (ноу-хау). Но у них есть существенные особенности.

Экспериментальные работы ведут к внедрению новых научных идей, являются заключительным этапом проводимых научных исследований. При них новшество внедряется впервые на данном предприятии. Оно не применялось нигде ранее. Например, разработан и вводится в практику оригинальный метод расчета КТУ (коэффициента трудового участия).

Внедрение передового опыта служит начальным этапом новых для данного предприятия практических работ. Например, вводится в практику метод расчета КТУ, который доказал свои достоинства на других предприятиях, а теперь внедряется на нашем предприятии в порядке заимствования передового опыта.


3. Виды профессиональной подготовки студентов-экономистов и оценка дипломной работы

В систему видов профессиональной подготовки входят:

1. Теоретико-познавательная подготовка, которая требует от студента знания экономической теории, мировой экономики, экономики международного туризма и других дисциплин. В дипломной работе необходимо показать знание теории по теме исследования, но этого недостаточно для того, чтобы защитить дипломную работу. Студенту необходимо также доказать умение выполнять практические работы.

2. Практико-исполнительская подготовка, которая требует от студента умения выполнить действующие административно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, методические рекомендации, положения и т.п.). В дипломной работе необходимо на конкретных примерах практики показать это умение.

3. Практико-исследовательская подготовка, которая требует от студента умений анализа хозяйственной деятельности, вскрытия резервов производства, принятия эффективных управленческих решений, разработки предложений практического характера и т.п. В дипломной работе должны присутствовать примеры соответствующих расчетов и обоснований.

4. Научно-исследовательская подготовка, владение которой желательно, но не обязательно для всех студентов. Она требует знания основ и умения выполнять научно-исследовательские работы, связанные с темой исследования.

Бесспорным является то, что каждая дипломная работа должна доказать теоретико-познавательную и практико-исполнительскую подготовку дипломника. Без этого студент не может быть допущен к защите дипломной работы. Спорно требование практико-исследовательской подготовки. На наш взгляд, она обязательна для выпускника университета, для будущего квалифицированного специалиста-экономиста, особенно для его работы в условиях рыночной экономики. Выполнять инструкции – этому может научиться специалист со средним профессиональным образованием. Человек же с высшим экономическим образованием должен быть способным к практико-исследовательскому труду. Поэтому главным критерием оценки дипломной работы должна стать именно эта способность, которую дипломник и обязан раскрыть в своем исследовании.

Между тем сегодня настоящее требование не всегда реализуется в дипломной работе, что свидетельствует о ее низком качестве.

Как оценивать дипломную работу?

На наш взгляд, кафедра должна допускать дипломную работу к защите только при условии, что она содержит выполненные студентом самостоятельно практико-исследовательские работы, соответствующие разработки, выводы, рекомендации по улучшению работы предприятии (организаций) с их обоснованием. Это перспектива. Пока же дипломные работы, не выполняющие это главное требование, должны получать низшую оценку «удовлетворительно».

Дипломные работы, содержащие практико-исследовательские разработки, достойны более высоких оценок «хорошо» или «отлично», в зависимости от качества реализации теоретико-познавательной и практико-исполнительской подготовки и ценности практико-исследовательской работы дипломника.

Высшей оценки «отлично», при достаточном выполнении остальных требовании, должна удостаиваться дипломная работа, содержащая научно-исследовательские разработки, элементы научного вклада в решение исследуемой проблемы. При этом целесообразно, чтобы ГАК в своем заключении о дипломной работе делала запись: «Она имеет научное значение, а ее автор рекомендуется в аспирантуру университета» (см. Приложение 7).

После того, как мы познакомились с основными требованиями к дипломным работам, можно приступить к самому дипломному исследованию.

Возврат к списку

Новости

Открылся офис в Москве.

Статьи

Наши гарантии антиплагиата

Основные положения относительно плагиата, применяемые нами в нашей работе, изложенные простым языком и с примерами.

Пояснения к договору о заказе работ. Честно, открыто, информативно.

Мы никогда не скрываем мелким почерком в договоре или еще где-то какие-то значимые моменты при заказе дипломных, курсовых и иных студенческих работ. Наоборот, обо всем важном всегда сообщаем клиенту: устно, по e-mail, в материалах на нашем сайте.

Что такое Антиплагиат.ВУЗ

Антиплагиат.ВУЗ - это «надстройка» к обычной программе на сайте Antiplagiat.ru. Отличия: добавляется архив работ, сданных в этот ВУЗ и другие, подключенные к системе. Доступ к ней имеют только преподаватели.

Где лучше заказать дипломную работу, курсовую или реферат?

Есть несколько вариантов. Итак, у вас подошла сессия, и вы решили сэкономить свое время и заказать дипломную или курсовую работу.

Отзывы о рефератных фирмах

В поисках места, где можно заказать какую-либо письменную студенческую работу, вы наверняка в первую очередь обращаете внимание на отзывы о рефератных фирмах, которые оставили якобы довольные клиенты. Что объяснимо, ведь вы рассчитываете на качественный диплом или курсовую и хотите получить за них хорошую оценку. После прочтения отзывов в Интернете, у вас появляется вера в то, что результат будет стоить потраченных денег. К сожалению, это не всегда так.